МКОУ "Малобрагинская ООШ"
с.Малобрагино, Томская область, Шегарский район
  • Доступная среда

    Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МКОУ «Малобрагинская ООШ» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", локальными актами учреждения.

    Работа по созданию доступной среды  и обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ организована по направлениям:

    • обустройство здания школы в порядке текущего ремонта и проведение ремонтно-строительных работ;
    • приобретение технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
    • организация альтернативных форм обслуживания детей-инвалидов;
    • утверждение Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
    • разработка адаптированных программ для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

    В школе разработаны и реализуются адаптированные образовательные и рабочие программы для обучения лиц с ОВЗ (подробная информация размещена в разделе «Образование»). По мере возможности выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты.

    В 2024-2025 учебном году в школе обучаются 3 человека  - адаптированная образовательная программа.  

    Реализуемые программы Количество Примечание

    Образовательные программы начального общего образования (адаптированные для лиц с ЗПР)

    1 чел.

    Образовательные программы основного общего образования (адаптированные для лиц с ЗПР)

    2 чел. 

    • Специально оборудованные учебные кабинеты

    Проводятся коррекционные занятия с учителем-логопедом. 

    • Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в школе нет.

    • Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    • Объекты спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В школе созданы условия для организации спортивных занятий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: имеется физкультурно-спортивный зал, актовый зал, уличные физкультурные площадки. Расстановка спортивного инвентаря в спортивном зале обеспечивает беспрепятственное перемещение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

    • Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обеспечиваются учениками и учебными пособиями, имеют возможность пользоваться электронными ресурсами. Учебные классы оборудованы наглядными средствами обучения:  плакатами, картами, настенными иллюстрациями, визуальными инструкциями. 

    • Специальные условия охраны здоровья

     В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  школа создаёт равные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Здание школы оснащено автоматической противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатели выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной медицинской первичной помощи есть аптечки. 

    • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

     Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения контроля за выходом обучающихся и сотрудников в сеть Интернет в образовательном процессе установлен Интернет-фильтр. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики (в компьютерных классах) и ежедневно в свободном доступе через сеть Wi-Fi. 

     Применяется альтернативная версия официального сайта образовательной организации для инвалидов по зрению.

     Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Для обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью необходимости в использовании приспособленных электронных образовательных ресурсов нет. Доступ инвалидов, обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью. 

    Что такое инклюзивное образование?

    «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

    Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

    Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

    Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?

    Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

    Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

    • ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
    • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
    • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
    • Приказ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
    • Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
    • Министерство образования и науки Российской Федерации Письмо от 11 августа 2016 г. N вк-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

    • Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
    • Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
    • Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

          Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

     Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ

    Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

    Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

    Что такое специальные условия обучения?

    Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

    • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
    • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
    • предоставление услуг ассистента/тьютера;
    • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
    • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
    • использование дистанционных образовательных технологий;
    • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

    Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

    Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

    Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

    Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

    Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

    Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie